Vitaly Portnikov (vokintrop) wrote,
Vitaly Portnikov
vokintrop

Category:
СТРАСТИ ПО РАББИ
Виталий Портников

Все началось с опубликованного в киевских газетах – со ссылкой на радиостанцию «Немецкая волна» – сообщения о том, что представители израильского дипломатического ведомства во время поездки в Киев обсуждали возможность переноса в Иерусалим праха похороненного в Умани рабби Нахмана – одного из самых известных хасидских проповедников. Каждый год к его могиле приезжают брацлавские хасиды из многих стран мира, даже в советские времена, когда добраться до Умани и помолиться на могиле рабби было не так просто, многие решались на это опасное путешествие. Сейчас вокруг захоронения возникает своеобразная полупостоянная-полувременная еврейская община: многие брацлавские хасиды предпочитают задерживаться в городе, в котором прошли последние месяцы жизни их учителя. И вдруг оказывается, что могилу собираются перенести. А Украине выплатить компенсацию за утрату важного туристического объекта. И якобы именно о сумме этой компенсации и шли переговоры.

Несмотря на то, что подтверждения этой информации из официальных источников так и не поступило, страсти в СМИ разгорелись нешуточные. Авторы комментариев обвиняли Израиль в неуважении к Украине, требовали объявить могилу рабби национальным достоянием государства. Вспомнили и об истории с фресками выдающегося польского писателя и живописца Бруно Шульца – из Дрогобыча их вывезли в Яд ва-Шем и, кстати, только сейчас была достигнута договоренность, согласно которой хранящиеся в музее фрески признаны украинской собственностью.

История с перезахоронением рабби Нахмана продолжения, разумеется, не получила. Даже если и говорили о чем-то на политическом уровне, то на уровне общинном авторитетные раввины разъяснили, что перезахоронение невозможно, что похоронен рабби Нахман в Умани согласно его последней воле и никакой необходимости перезахоранивать его в Святой Земле нет. Если бы рабби хотел быть похоронен именно там, его ученики, несомненно, исполнили бы последнюю волю своего учителя. Кстати, дед рабби Нахмана, рабби Нахман из Городенки, действительно похоронен в Иерусалиме. Так что ничего несбыточного в таком захоронении даже во времена рабби Нахмана уже не было.

Любопытно тут другое – о могиле рабби Нахмана, о том, что ее стоило бы объявить национальным достоянием, на Украине вспомнили именно тогда, когда появилась, пускай и мифологическая, возможность эту могилу потерять. Конечно, такое отношение к историческим памятникам – а для людей нерелигиозных могила рабби, вероятно, прежде всего исторический памятник – связано отнюдь не только с еврейским наследием.

Каждый год в этот небольшой украинский город приезжают сотни тысяч людей, чье присутствие, разумеется, сказывается на благосостоянии жителей Умани. Приезжают телевизионные группы, журналисты, появляются десятки фотографий в газетах… И мало кто пытается понять, что же на самом деле происходит в Умани на иудейские праздники, кто те люди, которые считают паломничество к могиле учителя важнейшим религиозным актом. То, что существует община брацлавских хасидов, так и не обретшая нового наставника после кончины рабби Нахмана – терра инкогнита для тех, кто рассказывает о встрече Рош а-Шона в Умани. Иначе на Украине знали бы, для чего цадик приехал умирать из Брацлава в Умань, с каким трепетом он относился к еврейскому кладбищу этого города. На нем, среди прочих могил, – захоронения жертв гайдаматчины, но рабби Нахман воспринимал это кладбище еще и как средоточие святости похороненных на нем. И говорил своим ученикам: там, где цадик, – там Иерусалим. Именно это и позволило рабби Нахману безбоязненно упокоиться именно в украинской земле, среди дорогих его сердцу людей. Понимание этого важного обстоятельства позволило бы изначально отнестись к сообщениям о возможном перезахоронении праха иудейского проповедника с большей осторожностью. Ну а что касается туристического потенциала Умани, то и сам факт нахождения тут могилы рабби Нахмана, и знаменитый парк в окрестностях города должны были бы заставить правительство Украины и местные власти задуматься о его развитии. О дорогах, гостиницах, кошерных кафе и ресторанах для брацлавских хасидов и сервисе для всех, кто хотел бы воочию увидеть Умань. Но пока что есть только опасения, что могилу «заберут» и уманчан лишат средств от сдачи жилплощади в аренду в праздничные дни. Вот, собственно, и все национальное достояние…

«ЕВРЕЙСКОЕ СЛОВО», №3 (373), 2008 г.

http://www.e-slovo.ru
Tags: Украина, евреи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments